Нет конкуренции — нет проблем!

Нет конкуренции — нет проблем!Рыночная конкуренция в современную эпоху вредит народу, разбазаривает ресурсы и уродует личность. Подчеркиваю: именно рыночная конкуренция вредна, поскольку борьба разворачивается не за качество продукта, не за снижение себестоимости продукта (если под ней не понимать сокращение зарплат), а за прибыль. Причем, прибыль не на благо народа или большинства, а в карман конкретного человека.

Конкуренция и прибыль

Когда говорят об эффективности частного собственника, всегда надо уточнить: эффективность в чем? Последняя четверть века ясно показала: частный собственник не развивает предприятия, не стимулирует науку, не повышает зарплаты. Крупные акционеры просто берут и используют что уже создано, перекачивая ресурсы в свой карман. В этом они действительно эффективны.

Вообще, компетенция и эффективность не с потолка берутся. Эти качества воспитываются и тренируются. Не бывает сферической компетенции в вакууме. Кто чем занимается — тот в том и компетентен. Это относится ко всем, в том числе, к крупным частным собственникам.

Сегодняшняя элита в советское время была или партийными функционерамиили криминальными элементами. В девяностых они слилисьи теперь неотличитьбандита от партийца. Их основная цель в то время — наворовать побольше и защитить от конкурентов. Тут они преуспели. Вообще, выжить в девяностых и занять верхние эшелоны экономической и политической власти, это надо иметь талант. Только не к науке или управлению, а к бандитизму и воровству.

В нулевых они поменяли малиновые пиджаки на одежду «от версаче», но суть-то не изменилась! К примеру, в новой госдуме только официально 10 депутатов с судимостью. Вдумайтесь: законодательной властью наделяются люди, сами нарушившие закон. В других странах не лучше. На Украине, вон, аж генпрокурор — человек сидевший, да и бывший президент Янукович срок отмотал. Подчеркну: это только те, о которых доподлинно известно что закон они нарушали. Но, ведь, у нас не стопроцентная раскрываемость, правда?

Получается, все эти люди очень даже компетентны, но не в вопросах государственного или производственного управления, а в сфере криминала и удержании власти. Потому их действия нужно в этой плоскости и рассматривать, а не с точки зрения национальных или народных интересов.

Это суть рыночной конкуренции: удержание своего места в иерархии от посягательств низших и попытка сместить высших. Рыночные апологеты при этом утверждают: пусть, даже и так, но защитить свое место можно только заручившись поддержкой потребителя, а это возможно делая качественный и дешевый товар.

В утверждениях рыночников ложь все от первого до последнего слова:

  1. Место в иерархии защищается без поддержки потребителя с помощью подконтрольных государственных служб и органов. О том, как крупный и сверхкрупный бизнес душит мелких производителей не писал только ленивый. Что характерно, все происходит строго по закону, а мнение потребителя вообще никто не спрашивает.

    Покупатель, придя в гипермаркет, даже не узнает, если только специально не заинтересуется вопросом, о пороге вхождения товара в магазин: только известным брендам позволено стоять на полках торговых сетей. Покупателю не остается выбора: мелкие магазины отмирают. Балом правит сверхкрупный торговый капитал.

  2. Потребитель отдает предпочтение не качественным и дешевым товарам, а таким, на которые хватает денег, притом повлиять на качество или долговечность продукта у покупателя нет никакой возможности. Взять хотя бы холодильник. Советские работали четверть века и, даже больше, а вот современные, пусть даже трижды фирменные, такой долговечностью похвастаться не могут.

    Ну, хорошо, скажут некоторые: современная бытовая техника не такая долговечная, но зато более инновационная. Вон, есть холодильники с подключением к интернету, а двадцать пять лет назад и сети-то как таковой не было. В этом утверждении только доля истины. Действительно, глупо отрицать что двадцать пять лет назад WWW не было, а сейчас есть холодильники с подключением к интернету. Вопрос в другом: как часто появляется нечто, что требует полного переоборудования домашней системы, в том числе, холодильника?

    Да, дизайн меняется раз в полгода, а то и чаще, отдельные технические элементы качественно меняются раз в несколько лет. Но все это частности, не меняющие общие характеристики холодильной камеры. Бросать ресурсы на замену во всех домах (или большинстве) одного холодильника на другой почти такой же без явной выгоды попросту бессмысленно. Когда же новая технология появляется (а это в среднем раз в 20-25 лет), тогда выгоды модернизации очевидны. Словом, советская модель долгоживущей бытовой техники на практике более модернизационная, нежели западная практика замены всей бытовой техники раз в несколько лет, где по факту меняется лишь внешний вид.

    Тем более, что для любителей всего нового есть прекрасное решение: модульная конструкция со стандартными разъемами. Заменить устаревший элемент на новый или подключить дополнительное оборудование в этом случае не составит труда. Можно хоть древнюю «Оку» превратить в интернет-приставку с ЖК-монитором.

Рыночная конкуренция это не борьба за потребителя, это использование потребителя как ресурс ради интересов своего кармана. Но и это не все.

Индустриальное общество и конкуренция

В девятнадцатом веке конкуренция работала. Тогда еще не было бизнес-империй, монополий и корпоративных научных лабораторий. Рынок как инструмент связи между производителем и потребителем худо-бедно, но работал. Индустриальное общество радикально отличается от той идиллии.

Все дело в концентрации и централизации производства. Наиболее полно это проявляется опять-таки, в интернете. Глобальная информационная сеть может быть только одна. Никому в голову не придет делать свой собственный интернет. Максимум, на что хватает сил: сделать изолированную локальную сеть. Это политика, например, Китая или КНДР, но даже в этом случае остаются шлюзы во всемирную паутину и те же китайцы регулярно ими пользуются.

Аналогично с другими передовыми отраслями: космическое агентство может быть только одно. Можно, конечно, ссылаться на Илона Маска, но это же несерьезно. Человек, сделавший кучу стартапов, де-факто представляющих из себя классические пузыри, использовавший в своих компаниях государственные разработки и назвавший все это частным предпринимательством никак не может быть доказательством обратного. Скорей, это свидетельство что ни один частный бизнес в передовой области не обходится без государства и полностью от него зависит.

Любое сложное производство требует специального сырья и продуктов, которые не встречаются в свободной продаже. Даже самолетостроение немыслимо без государственного заказа и теснейшего переплетения частных и государственных структур. Это экономический базис, а вот надстройка совсем другая.

Тот же интернет, хотя и существует в единственном числе, но неорганизован, хаотичен и превратился в «глобальную помойку». Одной информации не найти, другая дублируется кучей ресурсов. И даже то, что есть приходится искать через костыль в виде поисковых систем. Это же крайне неудобно и невыгодно с точки зрения общества!

Ну, хотя бы сколько труда дублируется (а значит, расходуется понапрасну). Вот выложен уже, к примеру, фильм «Судная ночь», так зачем же его второй раз-то выкладывать? Ну, хорошо, можно продублировать на всякий случай. Два раза, пять, десять, куда больше-то? И, главное, зачем?

Интернет потому и стал информационной помойкой, что 80% всего онлайна это повтор уже существующего, переписывание своими словами или неприличная тупость в виде комиксов, смешных картинок и прочего подобного. К слову: это детям должны быть интересны книжки с картинками. Не взрослым. Если кто-то не способен читать и понимать длинный текст без изображений, это повод обратиться к врачу. Для взрослого человека это патология, а никак не разновидность нормы.

Это разбазаривание ресурсов (вычислительных, энергетических, трудовых, финансовых и даже продовольственных, потому что работники должны что-то есть, а взамен они не дают ничего полезного) и признак гниения рынка как системы. Как можно было бы рационально обустроить интернет?

Да элементарно: центральное книгохранилище, видеохостинг, музыка и т. д. Сделать это несложно и, более того: это даже стихийно происходит (все-таки, у нас есть ютуб), но все равно дублируется, появляются конкуренты, начинаются маркетинговые войны и, в конце концов больно бьет по карману потребителя. Надо же компенсировать затраты на рекламу, маркетинг, борьбу с конкурентами, дублирование труда и остальное.

Более того: даже внутрикорпоративная конкуренция вредит обществу. Ну, хотя бы борьба за должность, во имя которой идут по головам, подсиживают и делают разные другие пакости. Это что, полезно для прогресса, что ли? Это не разбазаривание человеческих ресурсов? Что характерно, во внутрикорпоративной конкуренции побеждает не самый талантливый, способный или трудолюбивый, а наиболее наглый и беспринципный.

Время — ресурс ограниченный и каждый сам решает как им распорядиться. Можно развиваться в профессиональной сфере, а можно тренировать навык хождения по головам. Первая стратегия почти всегда менее выигрышна в сравнении со второй если в качестве критерия использовать карьерный рост. Переспать с начальником (для женщин) или подставить коллегу (для всех) выгоднее чем честно и хорошо трудиться.

На это можно было бы наплевать, но ведь обществом управляют рыночные структуры, которые как видно, абсолютно некомпетентны в этом вопросе. В плане зарабатывания денег им равных нет, но вот сделать что-то полезное они не в состоянии. Конкуренция не работает и нуждается в замене.

Солидарность вместо конкуренции

Рыночная конкуренция перестала работать из-за экономических изменений. Концентрация и централизация капитала требуют такого же централизованного управления, в котором на первое место выходит солидарность: совместная работа без рыночного интереса. Устранение конкуренции из экономики и межличностных отношений культурно и материально обогатит общество. Навсегда уйдут в прошлое разбазаривание ресурсов, нерациональное управление, дублирование труда и другие социальные язвы рынка.

Новый мир выгоден для всех, кроме одного процента богатейшего населения планеты, который вцепился во власть словно клещ и никак не хочет ее отпустить. Он готов на все ради сохранения своих прибылей и системы конкуренции и он скорей уничтожит мир в ядерном огне, нежели отдаст людям надежду на мирную и счастливую жизнь.

Вот только в историческом смысле этот процент обречен. Он уже неживой, экономическая ткань, которая прежде была основой, бунтует против богатых владык, а объективные законы никому не дано остановить. Солидарный мир не просто возможен или привлекателен. Он напрямую вытекает из логики исторического развития и уже потом неизбежен.


Комментарии:

One thought on “Нет конкуренции — нет проблем!

  1. все в угоду ритейлерам . нет конкуренции нет проблем . можно цены брать с потолка а если начнете бузить в городе вас просто перестанут кормить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *