Небытие и мир

Небытие и мирБытие существует, а небытия нет — сказал Парменид, представитель элейской древнегреческой философской школы. Суть его рассуждений примерно такая: только о том можно говорить и мыслить, что имеет какие-нибудь признаки, как-то обозначено и занимает место в пространстве. Это бытие. Небытие противостоит бытию. Это отсутствие любых признаков и свойств. Ничто — форма существования небытия, но как можно говорить об абсолютной пустоте, не описывая ее саму? Возникает парадокс: любое описание небытия автоматически означает, что у него есть какие-то признаки, а значит речь идет о бытии. Подлинное небытие нельзя описать словами также, как выраженное словами дао не есть подлинное дао.

Развитие философии (в первую очередь, конечно, атомизм Демокрита) поставил вопрос о небытии иначе. Греческие диалектики полагали, что небытие должно быть также реально как бытие, причем первое пронизывает второе. Это атомизм. Мир, согласно Демокриту, разделен на мельчайшие частички — атомы. Они невидимы для глаз, постоянно движутся, а между ними пустота. Это небытие. Причем, оно не просто есть, а необходимо бытию. Без небытия не было бы атомного движения, вещи не переходили бы друг в друга. Бытие застыло бы и умерло навсегда.

Современная наука признает правым Парменида. Да, конечно, атомизм Демокрита доказан на практике. Атомы не просто наблюдаются, человек приручил таящуюся в мельчайших частицах энергию, но все же между атомами нет пустоты. Во-первых, даже в вакууме есть скалярное поле или океан Хиггса. Во-вторых, квантовая неопределенность запрещает говорить о наличии или отсутствия частицы в конкретной точке пространства без наблюдателя. В-третьих, пространство — само по себе гравитационное поле. В древнем споре победа как будто присуждается Пармениду.

Но так ли это очевидно? Небытие — отрицание реальности, несуществование как таковое. Философский взгляд протекает дальше, за пределы видимой части вселенной (возможно, за пределы вселенной как таковой), а уж там-то небытие вполне может и, даже должно существовать.

Да и квантовая неопределенность не обязательно должна быть частью бытия. Если без наблюдателя нельзя сказать о наличии или отсутствии конкретной частицы в определенной точке пространства, значит какая-то часть пространства пуста. Да, там есть гравитационное поле и кривизна, но это фундаментальные свойства материи. Пространство это и есть материя и было бы странно аргументировать отсутствие небытия ссылкой на бытие.

Но, ведь, никто не даст гарантий отсутствия небытия в еще более мелких «складках пространства». Конечно, отсутствие чего угодно нельзя доказать. Хоть, того же бога. Но вооружившись диалектическим аппаратом, можно обосновать наличие чего-то, даже если на практике проверить (пока) затруднительно.

Так вот, если есть бытие, значит должно быть и небытие. В противном случае получается абсурд — у всего есть своя диалектическая пара, а у такой фундаментальной структуры как бытие нет. Поэтому я утверждаю: бытие есть и небытие есть, причем последнее пронизывает первое, борется с ним и обуславливает его существование.

Если так, где может скрываться небытие? Вариантов много: в мельчайших складках пространства, где-то в темной энергии или темной материи, наконец, за пределами видимой вселенной.

Гораздо важнее другое: какое это все имеет отношение к реальной жизни?

Небытие и жизнь

Небытие — несуществование и форма этого несуществования называется «ничто». Это не сугубо философская категория, а понятие физики. Вообще, следует разделять вакуум и ничто. В первом случае в определенном месте пространства просто отсутствует вещество. Но в нем могут находиться поля, наполняющие пространство энергией. Это вакуум, но не ничто.

Однако, существуют места, в которых гравитационное поле материи накладывается на поле другого источника, что потенциально может привести к уменьшению энергии вплоть до нуля. Отсутствие вещества и энергии — ничто. Вероятно, это и есть небытие.

Получается, небытие появляется там, где вещество и энергия постоянно борются друг с другом, но в этой борьбе возникает не новая сущность, а уничтожается даже та энергия, что была. Согласно второму закону термодинамики о нарастании хаоса, небытие — конечный пункт назначения нашего мира, а ничто — грядущая вечная форма его существования.

Однако, это утверждение тоже не может быть истинным в постоянно изменяющемся мире. Во-первых, хотя второй закон термодинамики и говорит о неизбежном конце света (или точнее, конце энергии), но ведь помимо физики существует еще и мышление. Причем, мышление способно влиять на материальный мир, преобразовывать его под собственные нужды. Мышление, само по себе, направлено на уменьшение энтропии (хаоса) окружающего мира и уже одним этим фактом противостоит надвигающемуся небытию.

Человечество существует пока что только на Земле. Хотя, и есть глобальные проблемы, все же нельзя отрицать людскую борьбу с хаосом, упорядочивание жизни, заботу об общем доме. Потенциально человек способен переоборудовать планету в цветущий сад и, тем самым, защитить хрупкую жизнь от вымирания. Люди учатся отклонять летящие астероиды, управлять погодой и климатом, восстанавливать утраченные конечности и функциональность тела. Словом, человек борется с хаосом на Земле, тем самым, останавливая приближение небытия. Могущество земной цивилизации пока что мало в сравнении с силой космических явлений, но ведь у нас в запасе миллионы лет, прежде чем тепловая смерть вселенной станет действительной угрозой.

Во-вторых, даже если небытие вдруг и установится, даже если оно будет продолжаться невероятно долго, да хоть и триллионы в миллиардной степени лет, все равно, даже в этом случае крупицы бытия будут существовать внутри небытия. Причем, их сила будет постоянно расти, пока, наконец, спираль развития не пройдет еще один круг и на месте старого мира не появится новая молодая материальная вселенная.

Если это так, значит перед человечеством и другими разумными обитателями бесчисленных космических миров стоит поистине грандиозная задача — уменьшение энтропии окружающего мира, борьба с хаосом. Эту задачу поставил перед нами не боженька, но сама жизнь, природа, вселенная. Более грандиозной цели придумать сложно. В сравнении с ней меркнут все прежние религиозные представления и псевдофилософские мудрствования. Цель разумной жизни — остановить энтропию.

Но пока человечество еще не столкнулось с космическими задачами, цель земной разумной жизни можно определить как борьбу с энтропией на Земле, защите высшей формы движения материи (социальной) от разлагающего влияния хаоса.

На нашей планете социальная материя столкнулась с серьезными вызовами:

  1. Реставрация старых систем на постсоветском пространстве, уничтожение наиболее передовых общественных подсистем (науки, культуры, здравоохранения, образования и т. д.).

    Учитывая, что именно наша страна в двадцатом веке была авангардом человечества, уничтожение передового государства отразилось на остальных социальных системах. Везде повторяется то же, но в миниатюре: уничтожается средний класс, отменяются социальные программы, гробится наука.

  2. Низкая распространенность передовых идей. Новые концепции уже есть, они развиваются (пусть, плохо, с перегибами, но развиваются), но до сих пор не распространены в обществе. В массах господствуют архаичные представления о социальной материи, человечестве как таковом и т. д.

  3. Фактор времени. Новая система может просто не успеть родиться до исчерпания природных ресурсов. Это было бы крайне обидно. В этом случае земная жизнь (по крайней мере в текущей итерации) останется пустоцветом и не приложит руку к решению космических задач.

Эти проблемы требуют комплексного решения и системного подхода. Причем, настолько комплексного, что в решении социальных вопросов придется учитывать философскую онтологию и гносеологию, ставя настолько далеко идущие цели, что у некоторых они просто не будут укладываться в голове. Это нормально. Планирование на двадцать лет (а примерно столько времени занимает разработка нового самолета) казался бы жителям начала прошлого века абсурдным. За двадцать лет же столько всего может перемениться! Сегодня мы знаем, что ускорение истории неминуемо увеличивает сроки планирования.

Настолько сильные изменения не могут случиться без кардинального изменения массового сознания, без «молекулярной революции» в миллиардах отдельных голов. Частично это случится «само собой», в силу изменения экономического базиса, но на одну экономику полагаться нельзя.

Грядущая социальная организация тем и отличается от своих предшественников, что человечество берет управление своей жизнью в собственные руки. Сознательно.Это значит: в том числе, занимается самовоспитанием посредством многочисленных социальных институтов, которые будут создаваться для собственного удобства. Тем более, что с ростом автоматизации труда исчезает потребность в экономике как таковой. Автоматические производства — рукотворная природа, из которой человечество может брать все, что нужно для полноценной жизни. Экономические и внеэкономические формы принуждения исчезают, остается только культура.

Лишь уровень морального и духовного развития общества определит в каком мире будет жить человечество. Если людей не воспитывать, не просвещать, культура грядущего общества будет, прямо скажем, не ахти. Достаточно посмотреть на популярные социальные сети, где наибольшей популярностью пользуется не очень умный текст из трех строчек, с прикрепленной картинкой и музыкой. Как будто для имбецилов, не способных понять текст хотя бы на несколько страниц!

Это глупые потребители, которые закончат свое существование в момент остановки производящей машины. Изнеженные элои, которых кормят электронные морлоки.

Впрочем, не все так грустно. Если будущее свободное общество будет создано, значит оно одним фактом своего существования поднимет интеллектуальный и культурный уровень масс. Дело вот в чем:

  1. Создание любой машины — тяжелый труд. Если кто-то смог спроектировать автомат, организовать производство, внедрение в промышленность, наладку сложного оборудования и т. д., значит все эти люди изначально мыслят достаточно широко. И, наоборот, если приходят условные потребители, желающие удовольствий здесь и сейчас, получаются техногенные катастрофы, распил на металлолом сложнейших станков и проч.

  2. Быть потребителем попросту скучно, а в будущем еще и не престижно. Даже сейчас пост в социальной сети какого-нибудь рисунка с подписью «мое творение» собирает много лайков. Ну да, эти рисунки могут быть отвратительны, бесполезны и так далее, но сам факт показателен. Творчество, создание нового вызывает уважение у других.

    Поэтому в будущем быть творцом будет единственным способом выделиться и понравиться противоположному полу. В каком-то смысле можно сказать, что внутренняя обезьяна, сидящая в каждом из нас наконец-то придет в согласие с разумом.

  3. Наконец, системное свойство разума — противостояние хаосу. Если нам посчастливится избежать космических катастроф и опустошительной войны, будущее человеческой цивилизации будет хорошим.

Небытие и борьба

Борьба природных, стихийных сил приводит к разрушениям. Иногда настолько сильным, что в определенных точках возникает небытие и ничто. Это в равной степени относится как к уровню простого химизма, так и к животным несознательным инстинктам в человеке.

Отключение или ослабление разума, конечно, не уничтожает окружающий мир, но вполне может спровоцировать войну, техногенные катастрофы, способные превзойти по своим последствиям даже войну. Всякий, предлагающий «освободить» человеческие инстинкты, отдаться животному началу должен понимать, что человек — не просто лысая обезьяна. Человек — удивительное существо, распоряжающийся энергией атома, реактивной силой, нефтью, спутниками и многим другим.

Человек — не просто биологическое существо, он — социальный организм и отрицая социальное, певцы естественности играют на руку хаосу. Действительно: что может быть естественней лежать под пальмой и ничего не делать? Тогда стоит отказаться и от мозга, который потребляет четверть всей энергии организма. Потом можно избавиться и от сложных программ поведения, хотя вероятней всего, это не потребуется. Радиоактивный мир (тупицы, ведь, не могут обслуживать атомные станции) вряд ли вытерпит глупцов.

Но это все стихийная борьба, несознательная. Противоположность такой борьбе — упорядочивание хаоса, контроль природных сил и собственной животной части. Апеллирование не к низшим, а к высшим формам движения материи и не из-за собственного морализаторства, а по единственной простой причине: только эта дорога ведет вверх и к жизни.

Остановка или отступление назад означает верную смерть. В лучшем случае — как разумного существа, в худшем — всей земной биосферы.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *